• Ваша корзина пуста!


Сапфир

После алмаза наиболее важными драгоценными камнями, с коммерческой точки зрения, являются рубин и сапфир, представляющие собой ювелирные разновидности одного минерала – корунда (Al2O3). Небольшое количество разных химических примесей в составе минерала определяют широкие вариации цвета ювелирных корундов. В настоящее время к рубинам относят прозрачные корунды красного и пурпурно-красного цвета, ювелирного качества корунды всех других возможных цветов называют сапфирами. То есть зеленые, розовые, оранжевые и другие по особенностям окраски сапфиры – это достаточно обычные в современных украшениях камни. Вместе с тем существует и другое, более обычное и традиционное толкование этого термина, а именно, ювелирный корунд синего цвета, ему и посвящен этот рассказ. 
Сапфир (греч. сапфейрос – синий камень) – название очень древнее. Описания этого камня, приводимые такими авторитетными учеными Античности как Теофраст и Плиний Старший, позволяют однозначно трактовать его как лазурит. Этот самоцвет пользовался широкой популярностью и известностью, о чем свидетельствуют многочисленные находки амулетов, украшений и других предметов, им декорированных. Об особой популярности «сапфейроса» в древности свидетельствует упоминание о нем в Библии. В библейских текстах он встречается гораздо чаще, чем другие самоцветы. Считается, что наиболее вероятным материалом для скрижалей Моисея был «сапфейрос», темно-синий непрозрачный камень, известный сегодня как лазурит. 
Когда и как произошла трансформация названия «сапфир»? С какого времени этот термин стал применяться для обозначения прозрачного синего и существенно более твердого, чем лазурит, ювелирного камня? Был ли известен в Античности самоцвет, известный сегодня под названием «сапфир»? И если да, то каким термином он обозначался? Точных и исчерпывающих ответов на все эти вопросы мы, наверно, никогда не получим. 
Видимо, только в XI–XII веках после крестовых походов в Переднюю Азию в Европе стали появляться в большом количестве твердые, прозрачные и разноокрашенные камни, в том числе синего и темно-синего цвета. Именно в это время и произошла инверсия названия «сапфейрос». Сапфиром стали называть прозрачные синие камни с Востока в полном соответствии с его современным традиционным толкованием.
Вместе с тем некоторые из дошедших до наших дней предметов ювелирного искусства могут свидетельствовать и о более раннем использовании сапфира. В качестве примера можно привести инталию на сапфире с портретом римской императрицы Юлии Домны, датируемую II–III веками из коллекции Государственного Эрмитажа. 
На Востоке сапфир был известен существенно раньше, чем он стал популярен в Европе. Известнейший персидский ученый Аль Бируни в 1038 году написал книгу, в которой приводятся подробные сведения о более чем 50 минералах, рудах и сплавах. По Бируни, первым среди драгоценных камней, наиболее красивым и дорогим является «йакут», или, как его называли в Древней Руси, яхонт. Удивительно, но уже в XI веке, как следует из описания Бируни, на Востоке различали разные сорта яхонта: белый, синий, желтый и красный. При этом синие яхонты отличались друг от друга густотой цвета: «первый в ряду – это небесного цвета, затем синий, затем лазоревый, затем цвета индиго, затем сурьмяный».
Сходное описание различных по цвету яхонтов дает и известный армянский историк XVII века Аракел Даврижеци в своем труде «Книга историй». Он также указывает, что они «бывают четырех цветов: красного, синего, желтого и белого». При этом красный яхонт имеет семь оттенков, синий – «пять оттенков: небесный, цвет синьки, отливающий зеленью, сине-фиолетовый, темно-синий и оливковый». Желтых яхонтов, имеющих четыре оттенка, «добывают много, но они цены не имеют, ибо еще молоды и не успели дозреть». Представления о том, что цветные камни зреют в земле, долгое время бытовали на Востоке, особенно в Индии. Вначале они бесцветны и незрелы, позже постепенно получают цвета: желтый, зеленый, синий и, наконец, красный – высшую степень зрелости. 
Величайший драматический писатель Индии Калидаса (IV–V века) в своей эпической поэме «Рождение Кумары»  приводит еще одно индийское поверье, согласно которому мифическая гора Видура раскалывается от звуков грома и являет блеск скрытых в ней сапфиров:

Новорожденная так засияла,
Что засияла сама роженица,
Как молодым пробужденные громом,
Недра сияют сапфиры даруя.

Важно отметить, что Аль Бируни, а позднее Аракел Даврижеци указывали не единую природу красного (рубин) и синего (сапфир) йакута, в Древней Руси их называли «яхонт червленый» и «яхонт лазоревый». Вместе с тем только после введения в минералогию Чарльзом Фрэнсисом Гревиллем в 1798 году понятия о корунде было окончательно доказано, что рубин и сапфир являются ювелирными разновидностями этого минерала. 
Итак, становление названия синего ювелирного качества корунда – сапфир – растянулось на века. И, несмотря на том, что в Индии и других странах Востока этот самоцвет был известен, видимо, еще до нашей эры, история его широкого использования в Европе насчитывает около десяти веков. 
Камни синего цвета во все времена и у разных народов вызывали трепетное отношение, камни цвета неба – обители Божией – выступали символами постоянства и незыблемости, святости и непогрешимости. И если у древних цивилизаций Египта и Месопотамии, во времена создания Ветхого Завета, в Древней Греции и Древнем Риме среди синих камней доминировали лазурит и бирюза, то начиная с XI–XII веков на территории Европы эти самоцветы уступили свое место прозрачному и более твердому сапфиру. Первоначально рыцари-крестоносцы, возвращаясь из походов, идейным вдохновителем которых была церковь, красные восточные самоцветы как символ власти оставляли себе, а синие – символы верности вере – преподносили в дар храмам в своих приходах. Постепенно сапфир вытеснил другие синие камни в церковных и королевских регалиях, часто выступая в качестве композиционной доминанты во многих предметах церковного культа и в сокровищах монархов. 
Два прекрасных по качеству и крупных по размеру сапфира украшают Корону Британской империи: «сапфир Святого Эдуарда» и «сапфир Стюарта». Сапфир святого Эдуарда – камень темно-голубого цвета массой 167 карат установлен в центре верхнего креста, венчающего корону. Это самый древний камень короны. Первоначально в необработанном виде он был вставлен в кольцо короля Эдуарда Исповедника, вступившего на престол в 1042 году. Богатую событиями историю имеет и «сапфир Стюарта». При коронации королевы Виктории этот камень был помещен в корону спереди, под «рубином Черного принца». Но затем при коронации Генриха V его заменили уникальным ограненным алмазом «Куллинан II», а сам сапфир поместили с задней стороны короны в центре. 
Особое значение имеют сапфиры в чешских коронационных регалиях, отличающихся чрезвычайным богатством декора. Среди символов чешской государственности самой древней и ценной является королевская корона. Она была изготовлена по указанию Карла IV, на чью голову и была возложена при его коронации в 1347 году. Особый статус короны предполагал ее постоянное нахождение в соборе Святого Вита в Праге на черепе покровителя чешских земель святого Вацлава. Из-за посвящения этому святому корона и получила свое название – святовацлавская. Она состоит из четырех частей в форме цветка лилии, обруч сделан из высокопробного золота, его поддерживают две поперечные дуги, на пересечении которых, на вершине короны, возвышается золотой крестик, украшенный сапфировой камеей. В нем, по легенде, содержится терние из тернового венца Христа. Камни короны имеют в основном естественную форму, они только слегка пришлифованы и отполированы. Особо выделяются яркие синие сапфиры, относящиеся к числу крупнейших в мире. Карл IV до конца своей жизни вносил изменения в корону, дополняя ее уникальными драгоценными камнями. С XIV века корона серьезно не изменялась, что позволяет отнести этот шедевр ювелирного искусства к уникальным памятникам мировой истории и культуры. 
В России, долгое время не располагающей собственными месторождениями драгоценных камней, они были особо почитаемы и любимы. Не случайно, что драгоценные камни в русском ювелирном искусстве до XVIII века помещались на лучшие украшения, к которым относились церковные предметы и символы царской власти.  
Ярким выражением художественных вкусов своего времени являются церковные предметы, входящие в состав литургического прибора, вложенного царицей Ириной Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля в 1598 году. Среди этих предметов выделим высокий (27 см) золотой потир с чернью и драгоценными камнями. Размещение самоцветов, украшающих потир, – зеленого изумруда, красного турмалина и синего сапфира – тщательно продумано. Крупные у венца чаши, они постепенно уменьшаются книзу. Чередующиеся различных размера и цвета камни, размещенные под разными углами на поверхности чаши и ножки потира, создают любимую и ценимую в Древней Руси полихромию. Необычной полихромностью, достигаемой использованием различных по цвету камней и эмалей, отличаются оклады святых чудотворных икон, Евангелий и других особо почитаемых церковных реликвий. 
К выдающимся произведениям древнерусского декоративно-прикладного искусства относится золотой чеканный оклад иконы «Троица». Он был выполнен по заказу боярина Д. И. Годунова в 1592 году для иконы Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Обилие различных по цвету драгоценных камней, жемчуга и эмали гармонично сочетается с мягким блеском золота. Особой красотой и глубиной цвета отличаются 13 сапфиров массой около 220 карат и 14 изумрудов (115 карат), размещенных на раме в высоких чеканных кастах.   
Необходимой принадлежностью пиршеств в средневековой Руси были блюда. Для особо торжественных случаев и траурных церемоний их изготовляли из золота, 
серебра с использованием драгоценных камней. Так, в 1696 году на гроб царя Ивана (Иоанна) Алексеевича, умершего на 30-м году жизни и похороненного в Архангельском соборе Московского Кремля, было сделано серебренное кутейное блюдо для подачи обрядового поминального кушанья – кутьи. Блюдо отличается подчеркнутой строгостью отделки, присущей многим сосудам религиозного характера конца XVII века. Широкий борт блюда декорирован 8 крупными асимметричной формы кабошонами ярко-синего сапфира, а край блюда подчеркнут зеленой полоской из мелких изумрудов . 
Декоративным богатством и композиционной четкостью отличается Императорская держава, изготовленная придворным ювелиром Г.Ф. Экартом для коронации Екатерины II. Держава красного золота внешне довольно проста. Гладкий полированный шар, внутри полый, обвит по верхней половине бриллиантовыми поясками в виде гирлянды из мелких веточек лавра. Изготовлялась держава в большой спешке за две недели до коронации Екатерины II в 1762 году. Позже, уже при Павле I, в месте соединения поясков был помещен индийский абсолютно чистый алмаз в 45 карата. Венчает державу громадный сапфир цейлонского происхождения в 195 карат. 
Гигантский старинный сапфир с Цейлона массой 258,18 карата, вставленный в ажурную золотую оправу изысканной броши, является одним из семи исторических камней Алмазного Фонда России. 
К уникальным произведениям ювелирного искусства России относится сапфировая парюра, принадлежащая императрице Елизавете Петровне, от которой уцелели только экспонирующиеся сегодня на выставке Алмазного Фонда эгрет и серьги-жирандоли. В плавно изогнутых линиях динамичной, тонко прорисованной композиции сверкают и горят радужными бликами бриллианты, символизируя ниспадающие струи петергофских фонтанов. Падая, алмазные струи расходятся, а венчающие их капли синих цейлонских сапфиров напоминают о спокойной глади воды. Композиционной доминантой в эгрете является крупный 30-каратный сапфир, который огибает алмазная струя. Асимметричность композиции уравновешивается держателем для султана из птичьих перьев . 
Тщательностью проработки деталей и тонким колористическим чутьем отличаются изящные табакерки работ известных ювелиров Петербурга XVIII века. В это время табакерки играют особую роль и пользуются исключительной популярностью. В связи с появившейся модой нюхать табак они были очень распространены и выполнялись из самых разных материалов – золота, серебра, черепахового панциря, слоновой кости, поделочных камней. Постепенно табакерки превратились в деталь костюма, их украшали с особой тщательностью и мастерством, часто они использовались в качестве наград, мелких и дипломатических подарков. Щедро одаривала ими своих приближенных императрица Екатерина II, которая увлеченно коллекционировала табакерки с различными самоцветами. 
Среди изделий русской работы большой интерес представляет серия табакерок, приписываемых выдающемуся придворному ювелиру Иеремию Позье. Для творчества Позье характерно отсутствие чрезмерной пестроты наряду с использованием контрастных красочных сопоставлений. В этом отношении показательным примером является табакерка, украшенная крупными сапфирами и бриллиантами из собрания Государственного Эрмитажа, датируемая 1740 ми годами. Она выполнена из золота, покрытого асимметричными рокайлевыми чеканными орнаментами. Сочетание полированной и пунцированной поверхности золота, бесцветных бриллиантов и ярко-синих сапфиров различного размера создает изысканный декоративный эффект. С большой художественной фантазией и выразительностью решена декоративная композиция на крышке табакерки, центром которой служит крупный грушевидной формы цейлонский сапфир, символизирующий собой цветок (или плод), помещенный в корзинку, выложенную бриллиантами. 
Удивительной цветовой гармоничностью и безупречностью изготовления отличается табакерка, созданная И. Г. Шарфом в 1776 году. В конце XVIII века в крышку табакерки был вставлен эмалевый гризайльный медальон, на котором воспроизведен памятник Екатерины II работы скульптора Федота Шубина. Синие тона эмали удачно перекликаются с многочисленными мелкими сапфирами на гирляндах, опоясывающих миниатюру и края табакерки. 
Приведенные выше примеры использования сапфира в произведениях церковного искусства, в составе государственных регалий и украшениях показывают особое положение этого самоцвета как важного императорского и церковного камня. Главным достоинством сапфира, наряду с высокой твердостью, обеспечивающей его долговечность, является цвет. Очень образно и ёмко о вариациях цвета сапфира пишет Александр Куприн в «Суламифи»: «Одни из них похожи цветом на васильки в пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности – холодный и чистый».
Некогда доступный только царствующим особам и высшим церковным служителям, сапфир сегодня стал доступным всем драгоценным камнем. Попробуйте и Вы порадовать себя украшениями с этим изысканным произведением природы. Уверяю, Вы получите особый заряд энергии и бодрости, ощутите свою значимость и уверенность в завтрашнем дне, станете более рассудительными и спокойными. Как бы ни был материален мир, но без магии камней он утратил бы свое очарование и красоту. 
(Фото: mindat.org)