• Ваша корзина пуста!


Хризопраз

В настоящее время название «хризопраз» относится к скрытокристаллическому агрегату кварца – халцедону луково-, травяно-, яблочно-зеленого цвета. Широко известны также и другие ювелирные разновидности халцедона: сердолик (желтый, оранжево-красный), карнеол (мясо-красный), сапфирин (светло-синий, голубоватый), темно-зеленый халцедон с красными пятнами – гелиотроп, полосчатые и концентрически-зональные ониксы и агаты. Наиболее ценной разновидностью халцедона, благодаря красивому цвету, способности принимать отличную полировку и редкости в природе, является хризопраз. Зеленую окраску этого самоцвета обычно связывают с наличием мельчайших включений никельсодержащих фаз. Зеленый халцедон из Зимбабве, окраска которого обусловлена включениями минералов хрома, получил название мторолит (назван по месту находки в районе небольшого шахтерского города Mtoroshanga). Появление множества местных названий для различных вариаций камней-самоцветов приобретает в последнее время значимые масштабы. Широко используются также многочисленные синонимы, излишние и устаревшие названия самоцветов. Все это приводит к путанице и вызывает большие сложности у всех участников ювелирного рынка, и особенно у покупателей ювелирных изделий с камнями. Кроме хризопраза (в литературе встречаются также варианты хризопрас и хрисопрас) и мторолита (мтородит, маторолит), для обозначения зеленого халцедона можно встретить и другие названия: праз, празем, празер, прасий, плазма, смарагдит, австралийский жад. 

Первое упоминание о камне с названием сходным с хризопразом находим в книге древнегреческого ученого Теофраст «О камнях», в которой выделен «праситис» (или «празитис»), имеющий цвет медной зелени. В обширных комментариях к труду Теофраста, составленных Э. Кейли и Дж. Ричардсом, указано, что название камня, видимо, произошло от «празон», что означало лук-порей и связано с особенностями его окраски. Данное Теофрастом краткое описание камня не позволяет его надежно идентифицировать. Комментаторы его труда полагают, что «празитис» во времена Теофраста был родовым названием для обозначения зеленых непрозрачных камней (яшма, серпентин и др.). Авторы комментария аргументируют свой вывод многочисленными находками в Эгейском районе древних предметов и цилиндрических печатей, вырезанных из различных зеленых непрозрачных камней.

Более подробное описание камня под названием «празий» встречаем в энциклопедическом труде древнеримского ученого Плиния Старшего «Естественная история», созданным около 77 года. «В числе зеленых драгоценных камней худшего разбора есть Празий, коего один род преисполнен кровяными крапинками, а другой отличается тремя белыми полосками. Празию предпочитается Хризопраз». Труд Плиния Старшего – это, видимо, первое, из сохранившихся до нашего времени, описание камня под названием «хризопраз», имеющего «цвет чеснокового сока, который склоняется к топазовому и золотому цвету. Величина его такая, что из него делаются даже питейные сосуды в виде челночка, а наискорее цилиндры». 

Название «хризопраз» встречается также в последней книге Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсисе», датируемой 69 годом, то есть несколько предшествующей по времени издания «Естественной истории» Плиния. В различных частях и разделах Библии неоднократно упоминаются разнообразные самоцветы. Хризопраз встречается только один раз, как десятый из двенадцати камней в основании стен Небесного Иерусалима. Комментаторы и толкователи священных текстов неоднократно обращались к символике библейских камней. Получил свое символическое значение и хризопраз. Подобно тому, как иудейская традиция распределила драгоценные камни наперсника Аарона между 12 коленами Израилевыми, средневековая христианская традиция каждый из камней основания Небесного Града соотнесла с 12 апостолами. Впервые сопоставил добродетели апостолов с символическим значением камней Небесного Иерусалима Андрей Кесарийский (VI – VII века). Согласно «Толкованию на Апокалипсис» архиепископа Кесарийского десятый камень основания Небесного Града – хризопрас «означает блаженного Фаддея», золото (хризос) символизирует Царство Божие, а «прасом» – смерть Христову. Двенадцать камней Нового Завета позднее были соотнесены с 12 месяцами рождения. Обычно список соответствия камней Апокалипсиса месяцем рождения выстраивают в последовательности римского календаря, т. е. начиная с марта. Таким образом, десятый камень основания – хризопраз – выступает как камень всех, рожденных в декабре. 

К символике камней Апокалипсиса обращается и немецкий богослов Рабан Мавр (786 (?) – 856) – архиепископ Майнца. Согласно его трактовке, двенадцать камней основания обозначают духовные качества христианина и «в хризопразе показаны дела святых мучеников и их награда». Другие комментаторы Библии соотносили камни Апокалипсиса с качествами с самого Христа, хризопраз в этом случае символизировал непримиримость Господа к греху. 

Символическое значение, данное библейскому хризопразу, послужило основой для приписывания самоцвету в последующем разнообразных магических и лечебных свойств. Отсюда следует и бытующее в России и других странах представление о хризопразе как камне успеха . Хризопраз часто называют также «счастливым камнем» или «камнем победы», что в современной литературе обычно иллюстрируют рассказом об Александре Македонском, который якобы носил этот камень за поясом во время сражений. Эту «странную историю, касающуюся волшебного камня» приводит немецкий философ и ученый Альберт Великий (Магнус), оставивший огромное научное наследия, в том числе и трактат «О минералах и металлах в V книгах». Русскому же читателю эта легенда известна благодаря книге известного американского геммолога начала XX века Джорджа Кунца «Драгоценные камни в мифах и легендах»: «Александр во время битв носил за поясом празем. Как-то раз, по возвращении из индийской кампании, желая выкупаться в Евфрате, он разделся и отложил пояс в сторону. Подползшая змея откусила кусочек камня и бросилась в реку». Подводя итог этому рассказу, Кунц указывает, что сам Альберт Великий «признает, что история кажется басней и, вероятно, относится к сравнительно более позднему периоду. Поскольку термин «празем» очень свободно используется ранними авторами, этот «камень победы» вполне мог быть изумрудом или, возможно, нефритом». Нельзя исключать и другие зеленые камни, например, жадеит, змеевик, амазонит.

С течением времени символическое значение и магические свойства хризопраза претерпевали существенные изменения. Они дополнялись и усложнялись, при этом часто за новыми деталями бывает трудно обнаружить метафорические свойства, данные хризопразу в начале нашей эры и в Средние века. В качестве примера можно привести одну из удивительных историй о свойствах хризопраза из книги второй половины XIX века. Ее автор утверждает, что если вор, приговоренный к повешению или отсечению головы, положит камень в рот, то он сможет немедленно убежать от палача. Согласитесь, удача должна сопутствовать всем, даже и не самым лучшим представителям общества, впрочем, истории не известно ни одного случая подобного спасения.

Существует и еще одна неразрешимая проблема в отношении использования приписываемых хризопразу магических свойств, заимствованных из античных трудов и средневековых лапидариев. В древние времена камни с близкими внешними признаками – цветом, блеском, прозрачностью – обычно, объединялись под одним названием, или же различные названия могли использоваться в отношении одного самоцвета. Еще в 1609 году Ансельм Боэций де Боодт – личный врач императора «Священной Римской империи» Рудольфа II в своей знаменитой книге «История гемм и камней» отмечал: «Не подлежит сомнению, что древние назвали все камни, имеющие золотой блеск, хризолитами. Здесь были названы прасий, топазий, берилл, сверкающий золотистыми лучами хризопраз, хризопатий, хризоберилл». Согласно Боэцию де Боодту цвет прасия «ближе всего подходит к цвету лука-порея», что определило и название камня, при этом, те участки в прасии, «которые оказываются более зелеными и при этом без желтизны, если прозрачны, могут быть названы смарагдитом», а участки «которым присуща золотистая желтизна – хрисопрасием». Иначе, «хрисопраз есть прасий, обладающий золотым блеском, смешанным с зеленью порея» заключает Боэций де Боодт. Прасий «дёшев, поскольку запасы его велики, и находят часто такие глыбы, что из них можно было делать статуи». Согласитесь, что описание хризопраса и прасия, данные Боэцием де Боодтом в начале XVII века очень сходны со сведениями об этих камнях, приводимыми Плинием Старшим. Особенности окраски этих самоцветов и, особенно их крупные размеры вряд ли можно соотнести с хризопразом в современном понимании этого термина. Под описания Плиния Старшего и Боэция де Боодта подходят многие зеленые камни: нефрит, жадеит, амазонит, серпентин, яшма, мраморный оникс и гелиотроп. 

Безусловно, самоцвет известный сегодня как хризопраз также был известен в глубокой древности. Так в книге А. Лукаса «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта» указано, что из хризопраза сделана подвеска додинастической эпохи, найденная в Эль-Амра. Дж. Кунц сообщает о большом ожерелье периода XVIII династии (около 1500 год до н.э.), бусины которого, диаметром до 3,5 см, выполнены из разных материалов, в том числе из хризопраза. 

Среди великокняжеских и царских регалий в Оружейной палате достойное место занимает прекрасная по работе и драгоценная по материалам панагия патриарха Иоасафа. Лицевую ее сторону украшает оправленная в золото византийская камея из хризопраза, на которой вырезан образ Успения Богоматери. Надпись на оборотной стороне панагии показывает, что она принадлежала седьмому патриарху Московскому Иосасафу II. Эта редчайшая византийская камея, датируемая XII - XIV веками, попала в Москву, вероятно, в конце XVI века как «благословение» Александрийского патриарха Сильвестра царице Ирине Федоровне «раде ее чадородии». Видимо, эта же камея была указана и в Описи казны шестого Московского патриарха Никона – предшественника Иоасафа, как «кора изумрудная», на которой «вырезан праздник Успения пресвятой Богородицы». 

Особую популярность хризопраз приобрел во времена короля Пруссии Фридриха Великого, известного по прозвищу Старый Фриц (1712 – 1786). В книге Михаила Пыляева «Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление», изданной в 1877 году указано, что Фридрих Великий постоянно носил в перстне хризопраз и даже украсил им корону Сан-Суси. Прусскому королю принадлежала и овальная табакерка, экспонируемая в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Табакерка, датируемая 1755 годом, вырезана из хризопраза и богато украшена алмазами, разнообразная окраска которых определяется подложенной под них фольгой. Авторство изделия приписывают Жану Гийому Джорджу Крюгеру (Jean Guillaume George Kruger), прибывшему в Берлин из Лондона в 1753 году и создавшему целую серию табакерок для прусского короля.  

Великолепное кольцо из хризопраза с вензелем Екатерины II, датируемое 1770 – 1780-ми гг. экспонируется в Эрмитаже. Русская императрица была страстной почитательницей драгоценных камней. Особое место в собирательской деятельности Екатерины II занимали резные камни, составляя ее главную коллекционерскую страсть. Она прибегала ко всем возможным способам её удовлетворения, новые возможности и широкие перспективы видела Екатерина и в природных богатствах Сибири и Урала: по ее специальному указу начался поиск многослойных камней, пригодных для резьбы камей. Усилия императрицы дали поразительные результаты. В собранной в екатерининское время коллекции резных камней представлены все основные национальные школы глиптики XVIII столетия. Примером немецкой школы является инталия (1,6 х 1,4 см) на хризопразе, с изображением бюста греческого философа, резчиком которой считается Иоганн Кристоф Дорш. 

Выдающийся французский ювелир и мэтр художественного стекла Рене Лалик (1860 – 1945) в своем творчестве использовал самые различные материала. Одной из самых известных ювелирных работ Лалика и признанным шедевром стиля модерн является брошь для корсажа «Женщина-стрекоза», изготовленная в 1897-1898 годах для Сары Бернар. В этой работе Лалик изобразил женщину – соблазнительницу с золотыми когтями и крыльями, женская часть туловища стрекозы вырезана из хризопраза. 

В настоящее время хризопраз активно используют всемирно известные ювелирные бренды  Van Cleef & Arpels , Christian Dior, Piaget и др. при создании своих эксклюзивных ювелирных украшений. 

Особое место занимает хризопраз в украшениях знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Ювелирная продукция под брендом Van Cleef & Arpels всегда отличалась не только непревзойденным качеством исполнения, но и глубоким смыслом. В коллекции под названием «Palais de la Chance» сочетание дизайнерского решения изделий с использованными самоцветами выступают в качестве символов фортуны и надежды. Неслучайно, что в нескольких украшениях этой коллекции активно используется хризопраз – камень, символизирующий успех.

В другой коллекции роскошных ювелирных украшений «Bals de Legende» Van Cleef & Arpels воспроизводит сцены из истории костюмированных балов. Коллекция объединяет пять различных тем, каждая из которых составлена из колец, колье, браслетов и брошей, выполненных в разных жанрах. Один из сюжетов коллекции «Le Bal du Palais d’Hiver», воплощенный в десяти украшениях напоминает о бале, данном Николаев II в Зимнем Дворце в честь династии Романовых. Национальный колорит изделий подчеркивает мотив кокошников и куполов, а нежного зеленого цвета хризопраз является композиционной доминантой броши «Kokochnik». 

В коллекции «Le Bal des Roses» ювелирного Дома Dior сюжетом для создания украшений была выбрана роза – любимый цветок Кристиана Диора. Каждое из двенадцати украшений коллекции обладает собственной индивидуальностью, стилем, и цветовым решением. Выделим кольцо «Bal d'Autrefois», в котором раскрывшиеся лепестки розы вырезаны из хризопраза. Сочетание хризопраза с другими по оттенку и насыщенности зелеными самоцветами (изумрудом, турмалином, тцаворитом) и мелкими бриллиантами создает по-барочному роскошный, изысканный и очень натуралистичный образ распустившейся розы с мелкими капельками росы на лепестках. 

Приведенные выше примеры использования хризопраза в ювелирном искусстве разных эпох и народов показывают постоянный и не утраченный до настоящего времени интерес к этому самоцвету. Обычно хризопраз гранят в форме кабошона, кроме того из него вырезали камеи и инталии, изготавливали табакерки, пластинками хризопраза инкрустировали столешницы и другие предметы. Иногда в ювелирных украшениях используется хризопраз, ограненный фацетной огранкой, названной в честь Фридриха Великого «фридерицеанской» или «фридриховой». 

С другой стороны, приведенные выше примеры использования хризопраза, показывают, что это самоцвет всегда был достаточно редким и использовался главным образом для создания небольших по размерам предметов. Во многом это обусловлено редкостью нахождения хризопраза в природе. Основным поставщиком высококачественных хризопразов на мировой рынок в настоящее время является Австралия (месторождение Марлборо-Крик, штат Квинсленд); знаменито красивыми хризопразами месторождение Шкляры (Скляры, устар. назв. Коземиц) в Нижней Силезии, Польша; достаточно крупное месторождение хризопраза Сарыкуль-Болды (Сарыку-Болды) известно в Казахстане. Недостаток хризопраза в природе компенсируется путем прокрашивания бледных халцедонов в зеленый цвет. Благодаря пористому строению халцедона окрашивание его различными красителя в разные цвета является обычной практикой и применяется с древних времен. Пористость хризопраза является причиной утраты цвета камнем при его нагревании. Цитируемый выше Михаил Пыляев отмечает: «Хризопраз от долгой носки в вещах теряет свой цвет, но для поправки и улучшения его, камень кипятят в растворе солей никеля или просто держат в воде в течение нескольких дней». Такая особенность хризопраза послужила поводом для появления еще одного магического свойства камня – поблекший хризопраз предупреждает владельца о надвигающейся опасности. 

Завершая рассказ о хризопразе, хочу рекомендовать Читателю обратить внимание на это удивительный самоцвет. Несмотря на смену стилей в ювелирном искусстве, появление новых технологий и материалов, изменения моды и предпочтений в использовании тех или иных самоцветов, неизменным остается символического значение хризопраза как камня удачи, радости, весны и молодости. Порадуйте себя украшением с хризопразом, и удача непременно придет.