• Ваша корзина пуста!


Бирюза

    Бирюза относится к числу наиболее традиционных ювелирных камней и представляет собой водный фосфат меди и алюминия, CuAl6(PO4)4(OH)8·4H2O. Название камня происходит от персидского «фируза», что означает победоносный, приносящий счастье. Синонимы: агапит (агафит) – название иранской бирюзы дано по фамилии Д. Агафи (Demetrios Agaphi), который впервые её описал; аризонит (по месту находки – штат Аризона, США); камень ацтекский, камень небесный, каллаит (каллаис), туркиз, шпат лазоревый
    Бирюза встречается в природе в виде непрозрачного, скрытокристаллического агрегата, выполняющего прожилки, формирующего желваки и включения неправильной формы, образующего примазки. Крупные одноцветные выделения бирюзы встречаются чрезвычайно редко, поэтому в ювелирном искусстве часто используется и содержащая бирюзу порода, пронизанная паутиной трещинок, выполненных оксидами и гидроксидами железа (лимонитом) и марганца, имеющая часто характерный брекчиевидный облик. Такие разновидности бирюзы называют «паутинными» или «сетчатыми», а также «бирюзовой рудой» или «бирюзовой маткой».


    Бирюза – камень небесно-голубого цвета, как и небо, она имеет множество оттенков. Бирюза бывает ярко-голубой, светло-голубой, голубовато-зеленой, серовато-зеленой, бурой, мелоподобной. 


И небо, точно бирюза,
И принц, поднявший еле-еле
Миндалевидные глаза
На взлет девических качелей.
(Н. Гумилев. Персидская миниатюра)

    Видимо, не случайно бирюзу, сравнивая с небом, недоступным и загадочным для человека, наделяли сверхъестественными свойствами, считая ее чем-то божественным, чистым, безгрешным. О таком возвышенном отношении к бирюзе, читаем, например, в стихотворении Анны Ахматовой: «И святочного неба бирюза, / И всё кругом блаженно и безгрешно…». 
    Бирюза у разных народов олицетворяет процветание и мужество, выступает как символ верности и счастья в любви, благополучия и успеха. Этот самоцвет, несомненно, можно отнести к числу уникальных природных образований, имеющих многовековую историю использования. 

    В Древнем Египте бирюза, наряду с лазуритом и сердоликом, определяет цветовое разнообразие золотых украшений, предметов культа и быта. Разработки этого драгоценного камня древними египтянами на Синайском полуострове в районе храма богине Хатхор Серабит эль-Хадим (Serabit el-Khadim) являются одними из самых древних действующих рудников. Синайской бирюзой богато украшены роскошные образцы ювелирного искусства, обнаруженные в захоронении Тутанхамона: пектораль с крылатым скарабеем, погребальная маска фараона и др. 

    Важную роль играет бирюза и в искусстве различных цивилизаций доколумбовой Америки. Достаточно назвать разнообразные предметы – статуэтка кошкообразного божества, ушная подвеска, украшение с мозаичным изображением водяной птицы – из погребального клада Старого Вождя Сипана (100–700 годы), относящегося к цивилизации Мочика, появившейся в преддверии нашей эры и просуществовавшей до VII века на территории современного Перу. Особенно популярной и почитаемой бирюза была у ацтеков, она считалась самой большой ценностью, наделялась волшебными свойствами и широко использовалась в ритуальных обрядах. О трепетном отношении к бирюзе и высоком мастерстве работы с этим камнем свидетельствуют великолепные ритуальные маски ацтеков, богато ею инкрустированные.

    У древних китайцев бирюза также была одним из любимых камней после нефрита. Китайские резные изделия из бирюзы – фигурки людей, животных, вазы и табакерки – снискали заслуженную известность во всем мире. Резчики по камню умело раскрывали его красоту, стараясь с максимальной выгодой использовать весь кусок бирюзы, так чтобы рассекающие ее мелкие жилки лимонита органически вписались в задуманную автором фигурку или другое изделие. Любовь жителей Поднебесной к бирюзе нашла свое отражение и в китайской поэзии.

Солнце вечернее
Светит сквозь дождь небольшой,
Горные цепи
Покрыты густой бирюзой.
(Цянь Ци, VIII век) 

    И, конечно же, особого внимания заслуживает знаменитая персидская бирюза. Пожалуй, нет ни одного другого камня, который играл бы такую большую роль в суевериях и поверьях и был наделен столь разнообразными магическими и лечебными свойствами, чем персидская бирюза. Как повествует царь Соломон своей возлюбленной в рассказе Александра Ивановича Куприна «Суламифь», персепольская бирюза «приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей». Определение «персепольская» происходит от древнего персидского города Персеполь, основанного Дарием I Великим. Начиная с III тысячелетия до н.э. разрабатывалось знаменитое Нишапурское (или Мааданское) месторождение самой лучшей по качеству бирюзы, расположенное на территории современного Ирана.

    Синайский полуостров, Китай, Америка и Иран – это четыре наиболее важных региона, определивших значение, роль и место этого самоцвета в истории Древнего Египта, Средней Азии, Китая, различных цивилизаций доколумбовой Америки, именно отсюда поступала бирюза в другие страны. Многие из этих месторождений не утратили свое значение и поныне.

    Бирюза во все времена широко применялась для изготовления ювелирных украшений, различных бытовых и культовых предметов. Наиболее обычной формой огранки бирюзы являются кабошоны. На Востоке особо популярными были высокие округлые кабошоны с заостренным верхом, форма которых напоминала красивую женскую грудь. Оправляли бирюзу обычно в золото или серебро, сочетая с жемчугом, бриллиантами и другими камнями.
    У многих народов бирюза входила в обязательный свадебный наряд невесты. Для декорирования крупных предметов использовали пластинки бирюзы, которыми украшен, например, трон Бориса Годунова. Богато украшали бирюзой и конскую сбрую, ведь именно этот самоцвет по древним поверьям «предохраняет от падения с лошади».

    Бирюза представляет собой пористый мелкозернистый агрегат и поэтому является неустойчивым соединением. Она легко впитывает жиры и влагу, реагирует с мылом, растительными маслами, духами, мазями и под их воздействием, а также под влиянием углекислого газа и других реагентов теряет свой небесно-голубой цвет, становится зеленой, серовато-зеленой или белесой. В связи с этим становится абсолютно понятным восточное поверье о молодой, зрелой и "умирающей" бирюзе: 

Я придумал это, глядя на твои
Косы – кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
(Н. Гумилев. Лес)

    Такая особенность бирюзы послужила основанием для многочисленных легенд и поверий, в которых она выступает в качестве индикатора, указывающего на изменение самочувствия ее владельца. Благодаря англичанину Джерому Горсею, автору нескольких сочинений о России, в которой он провел почти два десятилетия по делам коммерческой и дипломатической службы, широко известно суеверное отношение царя Ивана Грозного к бирюзе. «Вот прекрасный коралл и прекрасная бирюза, которые вы видите, возьмите их в руку, их природный цвет ярок; а теперь положите их на мою руку. Я отравлен болезнью, вы видите, они показывают свое свойство изменением цвета из чистого в тусклый, они предсказывают мою смерть» .
    Иоанн Безземельный – король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1199–1216 годах, постоянно носил перстень с бирюзой, полагая, что изменение ее цвета подскажет ему о приближении болезни.
    Кольцо с бирюзой носил и близкий друг Александра Пушкина Павел Нащокин. По его заказу, по воспоминаниям супруги, было изготовлено два кольца с бирюзой, одно из которых он носил сам, как амулет, предохраняющий от насильственной смерти, а другое подарил Пушкину. После роковой дуэли кольцо с бирюзой выдающийся русский поэт передал своему секунданту Данзасу, который долгое время хранил его как символ дружбы и памяти. Но однажды в сильный мороз Данзас, расплачиваясь с извозчиком, снял с руки перчатку и обронил кольцо в снег. Поиски кольца оказались тщетными. 

    Способность бирюзы изменять окраску объясняет и другое восточное поверье, согласно которому бирюза в перстне, полученном из рук любимой, потускнеет и потеряет свой цвет, если она разлюбит:  

И блекнет бирюза влюбленных,
Когда проходит любовь.
(Саади, персидский поэт XIII века)  

    Вместе с тем пористое строение бирюзы позволяет ее «оживить», т. е. усилить цвет и улучшить качество, пропитав ее, например, воском или парафином. Возможности улучшения качества бирюзы подробно описаны великим ученым из Хорезма Аль Бируни (937–1048): «Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы» .
    Применялись и другие способы «оживить» голубой камень: ее давали проглотить индюку или гусю, а также закапывали на длительный срок в сырую землю. 
    Известный русский историк и писатель М. И. Пыляев отмечает, что «бирюза вывозится продавцами из Персии в глиняных кувшинах с водой; такая моченая бирюза, по вынутии из воды, на несколько дней приобретает цвет лучший, чем в действительности имеет. Наши купцы на Нижегородской ярмарке не покупают бирюзу, покуда не высушат ее у продавца в ящиках со своими печатями» .

    Драгоценных камней во все времена не хватало для удовлетворения потребностей человека, и уже в древние времена предпринимались попытки их замены. Видимо, тот факт, что древние египтяне покрывали внешне непривлекательный природный материал – стеатит (плотная разновидность талька) слоем глазури с тем, чтобы придать ему вид малахита, бирюзы или лазурита, можно считать первой попыткой человека имитировать драгоценный камень. Позднее стеатит был заменен фаянсом.
    В отношении бирюзы можно с уверенностью сказать, что в природе нет другого камня, который имел бы такое разнообразие способов облагораживания и такое количество материалов и методов их обработки для создания разных имитаций. Так, природную бирюзу низкого качества пропитывают различными веществами – воском, пластмассами или силикатными растворами. Пропитке подвергается также и измельченная до порошка и спрессованная под высоким давлением бирюза.
    Существует ряд природных материалов, которые напоминают бирюзу по внешнему виду либо в их естественном виде, либо после незначительной обработки. Издавна за бирюзу выдавался одонтолит или «костяная бирюза», представляющий собой окаменелые остатки зубов и костей различных животных, окрашенных в синий цвет фосфатом железа – вивианитом.
    Имитациями бирюзы могут служить и сходные с ней по цвету такие минералы как варисцит, хризоколла, лазулит и некоторые другие. Хорошо имитирует бирюзу и прокрашенный природный боросиликат кальция – говлит. Многие искусственные имитации бирюзы получили собственные названия, например, «венская бирюза», изготовление которой началось в Австрии в XIX веке, или «неолит» – имитация сетчатой природной бирюзы. Производят и синтетическую бирюзу, получение которой было разработано в 1972 году лабораторией П. Жильсона.     

    Бирюза во всех отношениях – явление уникальное. Трудно найти другой такой природный минерал, который сочетал бы в себе древнюю историю использования и столь широкие области применения; минерал, имеющий широкую географию распространения и сохранивший для нас элементы культуры и истории разных народов; минерал, наделенный таким количеством легенд и поверий, магических и лечебных свойств; и, наконец, минерал, подверженный столь разнообразным способам облагораживания, обладающий большим количеством различных имитаций. 

    В компании Чары камней Вы всегда найдете натуральную бирюзу из Казахстана и Аризоны.