Бирюза относится к числу наиболее традиционных ювелирных камней и представляет собой водный фосфат меди и алюминия, CuAl6(PO4)4(OH)8·4H2O. Название камня происходит от персидского «фируза», что означает победоносный, приносящий счастье. Синонимы: агапит (агафит) – название иранской бирюзы дано по фамилии Д. Агафи (Demetrios Agaphi), который впервые её описал; аризонит (по месту находки – штат Аризона, США); камень ацтекский, камень небесный, каллаит (каллаис), туркиз, шпат лазоревый
Бирюза встречается в природе в виде непрозрачного, скрытокристаллического агрегата, выполняющего прожилки, формирующего желваки и включения неправильной формы, образующего примазки. Крупные одноцветные выделения бирюзы встречаются чрезвычайно редко, поэтому в ювелирном искусстве часто используется и содержащая бирюзу порода, пронизанная паутиной трещинок, выполненных оксидами и гидроксидами железа (лимонитом) и марганца, имеющая часто характерный брекчиевидный облик. Такие разновидности бирюзы называют «паутинными» или «сетчатыми», а также «бирюзовой рудой» или «бирюзовой маткой».
Бирюза – камень небесно-голубого цвета, как и небо, она имеет множество оттенков. Бирюза бывает ярко-голубой, светло-голубой, голубовато-зеленой, серовато-зеленой, бурой, мелоподобной.
И небо, точно бирюза, И принц, поднявший еле-еле Миндалевидные глаза На взлет девических качелей. (Н. Гумилев. Персидская миниатюра)
Видимо, не случайно бирюзу, сравнивая с небом, недоступным и загадочным для человека, наделяли сверхъестественными свойствами, считая ее чем-то божественным, чистым, безгрешным. О таком возвышенном отношении к бирюзе, читаем, например, в стихотворении Анны Ахматовой: «И святочного неба бирюза, / И всё кругом блаженно и безгрешно…».
Бирюза у разных народов олицетворяет процветание и мужество, выступает как символ верности и счастья в любви, благополучия и успеха. Этот самоцвет, несомненно, можно отнести к числу уникальных природных образований, имеющих многовековую историю использования.
В Древнем Египте бирюза, наряду с лазуритом и сердоликом, определяет цветовое разнообразие золотых украшений, предметов культа и быта. Разработки этого драгоценного камня древними египтянами на Синайском полуострове в районе храма богине Хатхор Серабит эль-Хадим (Serabit el-Khadim) являются одними из самых древних действующих рудников. Синайской бирюзой богато украшены роскошные образцы ювелирного искусства, обнаруженные в захоронении Тутанхамона: пектораль с крылатым скарабеем, погребальная маска фараона и др.
Важную роль играет бирюза и в искусстве различных цивилизаций доколумбовой Америки. Достаточно назвать разнообразные предметы – статуэтка кошкообразного божества, ушная подвеска, украшение с мозаичным изображением водяной птицы – из погребального клада Старого Вождя Сипана (100–700 годы), относящегося к цивилизации Мочика, появившейся в преддверии нашей эры и просуществовавшей до VII века на территории современного Перу. Особенно популярной и почитаемой бирюза была у ацтеков, она считалась самой большой ценностью, наделялась волшебными свойствами и широко использовалась в ритуальных обрядах. О трепетном отношении к бирюзе и высоком мастерстве работы с этим камнем свидетельствуют великолепные ритуальные маски ацтеков, богато ею инкрустированные.
У древних китайцев бирюза также была одним из любимых камней после нефрита. Китайские резные изделия из бирюзы – фигурки людей, животных, вазы и табакерки – снискали заслуженную известность во всем мире. Резчики по камню умело раскрывали его красоту, стараясь с максимальной выгодой использовать весь кусок бирюзы, так чтобы рассекающие ее мелкие жилки лимонита органически вписались в задуманную автором фигурку или другое изделие. Любовь жителей Поднебесной к бирюзе нашла свое отражение и в китайской поэзии.
И, конечно же, особого внимания заслуживает знаменитая персидская бирюза. Пожалуй, нет ни одного другого камня, который играл бы такую большую роль в суевериях и поверьях и был наделен столь разнообразными магическими и лечебными свойствами, чем персидская бирюза. Как повествует царь Соломон своей возлюбленной в рассказе Александра Ивановича Куприна «Суламифь», персепольская бирюза «приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей». Определение «персепольская» происходит от древнего персидского города Персеполь, основанного Дарием I Великим. Начиная с III тысячелетия до н.э. разрабатывалось знаменитое Нишапурское (или Мааданское) месторождение самой лучшей по качеству бирюзы, расположенное на территории современного Ирана.
Синайский полуостров, Китай, Америка и Иран – это четыре наиболее важных региона, определивших значение, роль и место этого самоцвета в истории Древнего Египта, Средней Азии, Китая, различных цивилизаций доколумбовой Америки, именно отсюда поступала бирюза в другие страны. Многие из этих месторождений не утратили свое значение и поныне.
Бирюза во все времена широко применялась для изготовления ювелирных украшений, различных бытовых и культовых предметов. Наиболее обычной формой огранки бирюзы являются кабошоны. На Востоке особо популярными были высокие округлые кабошоны с заостренным верхом, форма которых напоминала красивую женскую грудь. Оправляли бирюзу обычно в золото или серебро, сочетая с жемчугом, бриллиантами и другими камнями.
У многих народов бирюза входила в обязательный свадебный наряд невесты. Для декорирования крупных предметов использовали пластинки бирюзы, которыми украшен, например, трон Бориса Годунова. Богато украшали бирюзой и конскую сбрую, ведь именно этот самоцвет по древним поверьям «предохраняет от падения с лошади».
Бирюза представляет собой пористый мелкозернистый агрегат и поэтому является неустойчивым соединением. Она легко впитывает жиры и влагу, реагирует с мылом, растительными маслами, духами, мазями и под их воздействием, а также под влиянием углекислого газа и других реагентов теряет свой небесно-голубой цвет, становится зеленой, серовато-зеленой или белесой. В связи с этим становится абсолютно понятным восточное поверье о молодой, зрелой и "умирающей" бирюзе:
Я придумал это, глядя на твои Косы – кольца огневеющей змеи, На твои зеленоватые глаза, Как персидская больная бирюза. (Н. Гумилев. Лес)
Такая особенность бирюзы послужила основанием для многочисленных легенд и поверий, в которых она выступает в качестве индикатора, указывающего на изменение самочувствия ее владельца. Благодаря англичанину Джерому Горсею, автору нескольких сочинений о России, в которой он провел почти два десятилетия по делам коммерческой и дипломатической службы, широко известно суеверное отношение царя Ивана Грозного к бирюзе. «Вот прекрасный коралл и прекрасная бирюза, которые вы видите, возьмите их в руку, их природный цвет ярок; а теперь положите их на мою руку. Я отравлен болезнью, вы видите, они показывают свое свойство изменением цвета из чистого в тусклый, они предсказывают мою смерть» .
Иоанн Безземельный – король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1199–1216 годах, постоянно носил перстень с бирюзой, полагая, что изменение ее цвета подскажет ему о приближении болезни.
Кольцо с бирюзой носил и близкий друг Александра Пушкина Павел Нащокин. По его заказу, по воспоминаниям супруги, было изготовлено два кольца с бирюзой, одно из которых он носил сам, как амулет, предохраняющий от насильственной смерти, а другое подарил Пушкину. После роковой дуэли кольцо с бирюзой выдающийся русский поэт передал своему секунданту Данзасу, который долгое время хранил его как символ дружбы и памяти. Но однажды в сильный мороз Данзас, расплачиваясь с извозчиком, снял с руки перчатку и обронил кольцо в снег. Поиски кольца оказались тщетными.
Способность бирюзы изменять окраску объясняет и другое восточное поверье, согласно которому бирюза в перстне, полученном из рук любимой, потускнеет и потеряет свой цвет, если она разлюбит:
И блекнет бирюза влюбленных, Когда проходит любовь. (Саади, персидский поэт XIII века)
Вместе с тем пористое строение бирюзы позволяет ее «оживить», т. е. усилить цвет и улучшить качество, пропитав ее, например, воском или парафином. Возможности улучшения качества бирюзы подробно описаны великим ученым из Хорезма Аль Бируни (937–1048): «Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы» .
Применялись и другие способы «оживить» голубой камень: ее давали проглотить индюку или гусю, а также закапывали на длительный срок в сырую землю.
Известный русский историк и писатель М. И. Пыляев отмечает, что «бирюза вывозится продавцами из Персии в глиняных кувшинах с водой; такая моченая бирюза, по вынутии из воды, на несколько дней приобретает цвет лучший, чем в действительности имеет. Наши купцы на Нижегородской ярмарке не покупают бирюзу, покуда не высушат ее у продавца в ящиках со своими печатями» .
Драгоценных камней во все времена не хватало для удовлетворения потребностей человека, и уже в древние времена предпринимались попытки их замены. Видимо, тот факт, что древние египтяне покрывали внешне непривлекательный природный материал – стеатит (плотная разновидность талька) слоем глазури с тем, чтобы придать ему вид малахита, бирюзы или лазурита, можно считать первой попыткой человека имитировать драгоценный камень. Позднее стеатит был заменен фаянсом.
В отношении бирюзы можно с уверенностью сказать, что в природе нет другого камня, который имел бы такое разнообразие способов облагораживания и такое количество материалов и методов их обработки для создания разных имитаций. Так, природную бирюзу низкого качества пропитывают различными веществами – воском, пластмассами или силикатными растворами. Пропитке подвергается также и измельченная до порошка и спрессованная под высоким давлением бирюза.
Существует ряд природных материалов, которые напоминают бирюзу по внешнему виду либо в их естественном виде, либо после незначительной обработки. Издавна за бирюзу выдавался одонтолит или «костяная бирюза», представляющий собой окаменелые остатки зубов и костей различных животных, окрашенных в синий цвет фосфатом железа – вивианитом.
Имитациями бирюзы могут служить и сходные с ней по цвету такие минералы как варисцит, хризоколла, лазулит и некоторые другие. Хорошо имитирует бирюзу и прокрашенный природный боросиликат кальция – говлит. Многие искусственные имитации бирюзы получили собственные названия, например, «венская бирюза», изготовление которой началось в Австрии в XIX веке, или «неолит» – имитация сетчатой природной бирюзы. Производят и синтетическую бирюзу, получение которой было разработано в 1972 году лабораторией П. Жильсона.
Бирюза во всех отношениях – явление уникальное. Трудно найти другой такой природный минерал, который сочетал бы в себе древнюю историю использования и столь широкие области применения; минерал, имеющий широкую географию распространения и сохранивший для нас элементы культуры и истории разных народов; минерал, наделенный таким количеством легенд и поверий, магических и лечебных свойств; и, наконец, минерал, подверженный столь разнообразным способам облагораживания, обладающий большим количеством различных имитаций.
В компании Чары камней Вы всегда найдете натуральную бирюзу из Казахстана и Аризоны.