• Ваша корзина пуста!


Аметист

Аметист – ювелирный камень, который с глубокой древности и до наших дней пользуется заслуженной любовью людей, различных по национальности, социальному положению, профессии и вероисповеданию. 
Аметист встречается в ювелирных украшениях Древнего Египта, например, в поясе (длиной 60 см), принадлежавшем дочери Сенусерта III царевне Меререт (ок. 1840 года до н.э.). Пояс состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Видимо, не случайно, что пантера, которая служила воплощением божественного начала и защитницей людей, сочетается в этом поясе с аметистом, который древние египтяне также наделяли защитными свойствами. В Древней Греции и Древнем Риме из аметиста вырезали геммы и печати, в Древнем Китае – флаконы и мелкие шкатулки. В средние века этот самоцвет высоко ценился в Европе, где его предпочитали использовать для украшения предметов церковного обихода и одежды священников. Широким спросом в XVIII веке пользовался, наряду с собственно аметистом, и аметистовидный кварц, сочетающий в себе белый и фиолетовые цвета. Именно из такого зонального кварца изготовлена великолепная табакерка с пагодой, созданная неизвестным мастером из Дрездена в 1760-х годах и экспонируемая сегодня в Государственном Эрмитаже. Там же можно увидеть и букет цветов («пукет с большим аметистом, с каменьями аквамари, с лалами, синими яхонтами, изумрудами, с желтыми бриллиантами и с белинкими цветочками»), выполненный в 1786 году знаменитым петербургским ювелиром Луи-Давидом Дювалем. Композиционной доминантой букета является заключенный в обрамление из мелких алмазов крупный каплевидный аметист, создающий чудесный образ распускающегося тюльпана . 
Появление в середине XIX века огромного количества аметиста привело к существенному снижению его стоимости, и фиолетовый камень вышел из моды. Однако мода скоротечна, и сегодня аметист вновь востребован на рынке драгоценных камней. Необычный цвет, долгая и полная загадок история его освоения и использования, а также невысокая цена делают аметист в настоящее время одним из любимых и почитаемых среди множества разнообразных цветных ювелирных камней. 
Необычный завораживающий цвет аметиста не мог не найти отражения в многочисленных легендах и поверьях, связанных с ним, в многообразии приписываемых ему магических и лечебных свойств. Трудно найти другой природный камень, наделенный за многовековую историю такими разнообразными «полезными» свойствами, камень, с которым связано огромное количество поверий, рассказов. Общеизвестна приписываемая аметисту способность «отгонять лихие думы», предохранять от опьянения и способствовать избавлению человека от искушений. Появление таких свойств у аметиста легко объяснимо, если вспомнить традицию разбавления виноградного вина водой в Древней Греции и Древнем Риме. Цвет аметиста в украшении подсказывал, какое количество воды следует добавить в вино. А от свойства сохранять трезвость мысли и избавлять от опьянения легко перейти и к более общей способности аметиста предохранять от всех греховных помыслов. Видимо, поэтому он появляется в облачении дохристианских священников, а позднее превращается в официальный камень христианской церкви, выступая символом совершенства, скромности и смирения. Его называют «апостольским», «епископским», «пастырским» камнем, а на Руси – «архиерейским», используют для украшения предметов религиозного культа – алтарей, окладов икон и церковных книг. 
Аметист – один из библейских самоцветов. В Новом Завете он упоминается последним камнем в основании стены Небесного Иерусалима. Символическое значение камней фундамента Небесного Града некоторые теологи относили только к Христу, полагая, что цвет каждого камня олицетворяет какое-либо из качеств Господа. Пурпурный с красным отливом аметист выступал символом совершенства. Немецкий богослов IX века Рабан Мавр, архиепископ Майнца, толкует 12 камней Апокалипсиса как символы духовных качеств христианина. Согласно этому комментатору библейских текстов, в аметисте показано «постоянство размышлений смиренных душ о Царствии Небесном». Андрей Кесарийский первым связал камни основания с именами апостолов: «Багряным по цвету аметистом обозначается Матфей, удостоившийся Божественного огня при разделении языков и за пламенное влечение благоугождать Избравшему заменивший место отпад¬шего». 
Названия почти всех камней, упомянутых в Библии, используются и в настоящее время, но часто имеют иную смысловую нагрузку. На первых этапах познания мира и знакомства человека с минеральным царством многие сходные по окраске минералы обозначались одним названием, и только с развитием общества и науки происходило их разделение. Поэтому сведения о многих самоцветах, почерпнутые из старинных трактатов, требуют очень внимательного и тщательного ана¬лиза. Исключением является аметист – как и много веков тому назад, под этим названием понимают ювелирный кварц фиолетового цвета, который выделяется из всех спектральных цветов, балансируя на границе красного и синего. При этом цвет аметиста, с одной стороны, варьирует достаточно широко, но с другой – он настолько необычен, что очень часто определение «аметистовый» используется для характеристики цвета различных объектов живой и неживой природы. 
При описании цвета аметиста многие известные поэты и писатели прибегали в своем творчестве к различным образам. Исключительно поэтичен А. И. Куприн в рассказе «Суламифь»: «Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие на ранние фиалки, распускающиеся в лесах...». Александр Куприн, Николай Гумилев, Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Надежда Тэффи и многие другие поэты и писатели не раз в своем творчестве обращались к аметисту. 

Когда, сжигая синеву,
Багряный день растет неистов,
Как часто сумрак я зову,
Холодный сумрак аметистов.
И чтоб не знойные лучи
Сжигали грани аметиста,
А лишь мерцание свечи
Лилось там жидко и огнисто.
И, лиловея и дробясь,
Чтоб уверяло там сиянье,
Что где-то есть не наша связь,
А лучезарное сиянье...
(И. Анненский. Аметисты)
Своеобразие окраски аметиста предполагает его легкое определение даже в изделиях, ограненный аметист трудно спутать с каким-либо другим минералом, сходными по цвету могут быть лишь некоторые образцы граната, корунда и скаполита. 
Цвет аметиста может изменяться. При длительном действии солнечных лучей аметист может бледнеть; при отжиге бледноокрашенных аметистов получаются кварцы желтого (цитрин) или зеленого (празиолит) цвета. 

Побледнел мой камень драгоценный,
Мой любимый темный аметист.
Этот знак, от многих сокровенный,
Понимает тот, кто сердцем чист.
Робких душ немые властелины,
Сатанинской дерзостной игрой
Жгут мечту кровавые рубины,
Соблазняют грешной красотой!
Мой рубин! Мой пламень вдохновенный!
Ты могуч, ты ярок и лучист...
Но люблю я камень драгоценный
Побледневший чистый аметист
(Н. Тэффи. Аметист)

Кроме того, у некоторых аметистов наблюдается достаточно заметный эффект смены окраски в зависимости от источника освещения. Такая оптическая особенность выделяла некоторые уральские кристаллы, которые в освещении свечи или лампы приобретали легкий красноватый оттенок, что выгодно отличало их от аметистов из других месторождений. 
Вероятно, способность к изменению окраски породила поверье о том, что аметист может предупреждать о приближении бури, шторма и укрощать ветры. 
Аметист является широко распространенным и поэтому недорогим ювелирным камнем. Высококачественные ювелирные кристаллы добывали и добывают на Цейлоне (Шри-Ланка) и Мадагаскаре, в Германии, Уругвае, Замбии и Танзании. Всемирно известны аметистовые жеоды месторождения Жао Геральдо до Арагуа (штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия). В России добыча аметиста началась в XVI веке монахами Соловецкого монастыря на Терском побережье Кольского полуострова (мыс Корабль). Позднее открыли уральские месторождения в районе деревни Мурзинка на Урале, в Якутии и других районах России. Кроме природного аметиста в ювелирной промышленности широко используется и его синтетический аналог, производство которого началось около 50 лет тому назад.  
Развитие общества – это постоянное движение, с течением времени изменяются форма, размеры, техники изготовления и назначение ювелирных изделий. Пекторали в культуре Древнего Египта, фибулы, скреплявшие одежды древних греков, височные кольца и колты вятичей или кривичей, кружево в украшении парадных одежд русской знати второй половины XVII века и многие другие ювелирные изделия сегодня являются музейными экспонатами. По ним мы узнаем о быте, культуре и искусстве того или иного народа, того или иного исторического периода. Пройдут годы, и украшения настоящего времени тоже станут историей, на их смену придут новые формы и новые материалы. Вместе с тем значение и роль природных драгоценных и поделочных камней в ювелирных изделиях остается неизменной. Они играли важную роль в наряде древнего египтянина, из них вырезали геммы в Древней Греции, они блистали в атрибутах власти царствующих особ Франции, России и других стран, ими украшали парадные одежды знати и простой костюм крестьянки. В настоящее время, как и много веков тому назад, вряд ли можно встретить равнодушного к ним человека. И среди разнообразных ювелирных камней исключительную и особую роль на протяжении многих веков и у различных народов занимал и занимает удивительный по окраске самоцвет, имя которому «аметист».